Ребенок в детском саду.
До того, как малыш начнёт посещать детский сад, желательно прийти с ним на прогулку на участок выбранной группы, познакомиться с воспитателями, поиграть с ребятами, сходить в группу, показать ребёнку, где он будет играть, кушать и спать.
Замечательно, если перед поступлением в ясельную группу ваш малыш умеет пользоваться ложкой, проситься на горшок, засыпать без соски. Первые 2-3 дня по возможности желательно оставлять ребёнка на 2-3 часа, а затем до обеда. На второй неделе - на дневной сон. Только в конце третьей недели ребёнка можно оставлять на целый день.
Главное, что требуется от родителей в это время — это создать благоприятные условия для адаптации. Ваши переживания, тревожность, неуверенность малыш чувствует. Плачем, криком он будет пытаться удержать вас. Поэтому старайтесь не затягивать момент прощания. Если есть возможность, можно забирать ребёнка пораньше, после полдника.
В период адаптации будьте терпеливы — малыш может быть капризным, раздражительным, на некоторое время может расстроиться сон, ребёнок может перестать проситься на горшок. Откажитесь на время от посещения магазинов, театров, развлечений, приёма гостей у себя дома. Если малыш легче расстаётся с отцом или бабушкой, то некоторое время провожать ребёнка в детский сад могут они.
Некоторые дети адаптируются в течёнии 2-3 недель, у некоторых этот процесс может затянуться на 1,5-2 месяца. Но рано или поздно, настанет момент, когда ваш малыш с улыбкой самостоятельно переступит порог группы — нужно только немножко подождать!
Несколько приемов, упрощающих ребенку утреннее прощание:
· Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Иначе малыш почувствует ваше беспокойство, и ему будет еще сложнее успокоиться.
· Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещь, что напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.
· Никогда не пытайтесь «ускользнуть» незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он доверял вам. Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его: например, всегда целуйте ребенка в щечку, а затем нежно потритесь носиками, или что-нибудь подобное.
· Не пытайтесь подкупить ребенка, например, обещанием купить новую игрушку, чтобы он остался в детском садике.
· Четко дайте ребенку понять, что какие бы капризы он устраивал, ему все равно придется идти в детский сад. Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с капризами и слезами ребенка.
Каковы же преимущества пребывания ребенка в детском саду и объективные причины, по которым малыш должен его посещать?
1. Пребывание ребенка в детском саду создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания - учатся самостоятельно: есть, одеваться и раздеваться, отправлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Все эти премудрости они осваивают в детсадовской атмосфере за три-четыре месяца.
2. В детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей.
3. Посещение группы формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе общения дошкольники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения. При этом, подражая, учатся у сверстников тому, чего не умеют сами. В условиях детского сада исчезает установка «Я — МОЕ», актуальной становится установка «НАШЕ — ОБЩЕЕ». Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться и раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает. Большую роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста играет воспитатель. Он прививает им навыки самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под руководством воспитателя в процессе игровой и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста.
4. Преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4—4,5 года, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только к 5—6 годам, а иногда сохраняются и до 7—8 лет.