05.10.2018
Дошкольники и музыка
О музыкальном
воспитании дошкольников родителям известно немногое, поэтому обычно они просто
записывают ребенка в музыкальную школу или, как вариант, нанимают
репетитора. На деле приобщение к миру музыки — комплексный
процесс, в ходе которого малышу прививается искренняя любовь к этому
виду искусства. Причем речь идет не о навязывании вкусов
и желаний родителей, а о создании благоприятного музыкального
«климата».
Психологи
предлагают разные методики музыкального развития, но сводятся они
к работе в нескольких конкретных направлениях:
·
Формирование
музыкальных эталонов. Понятно, что у каждого взрослого свои музыкальные
предпочтения, однако трех-, четырехлетнему малышу необходимо слушать именно
«правильную» музыку — чистые ноты, приятные мелодии. С возрастом
у ребенка появится индивидуальный музыкальный вкус,
но в дошкольном периоде важно научить его качественному
материалу, в т. ч.и вечной классике.
·
Развитие
музыкальных способностей. Даже если вы не планируете учить играть
на фортепиано или других инструментах своего ребенка, развивать
музыкальность можно и нужно.
·
Выбор
музыкального инструмента. Естественно, не нужно занимать ребенка — это
опциональное направление. Если же малыш сам желает освоить музыкальный
инструмент, обязательно поддержите его и найдите хорошего репетитора.
Как построить процесс
музыкального воспитания?
Преподаватели
музыки и детские психологи советуют следовать «возрастному» плану
по развитию детской музыкальности. Наиболее оптимальный вариант выглядит
следующим образом:
До 4 лет. В столь юном возрасте в музыкальную
школу еще не принимают, частные занятия тоже малоэффективны. Малыши еще
не слишком усидчивы, и сконцентрировать внимание для них — почти
невыполнимая задача. Однако уже сейчас можно выбрать музыкальный
инструмент — что-нибудь легкое, не требующее обучения и развития
навыков. Бубен, барабаны, трещотка и даже ложки прекрасно подойдут для
развития у ребенка, например, чувства ритма, темпа. В этот период
нужно чаще слушать детские песенки, подпевать и подыгрывать им, разучивать
небольшие стишки-прибаутки и пропевать их.
Дети 4−5 лет. Как можно чаще слушайте музыку, причем
начинайте расширять кругозор ребенка, предлагая ему разные стили. Изучайте
новые инструменты — гитару, фортепиано, скрипку, духовые. Вместе
анализируйте музыку — определяйте ритм, настроение (мажор или минор),
пытайтесь угадать, какие инструменты задействованы. Чаще смотрите концерты и,
по возможности, посещайте живые выступления.
От 5 лет. В этот период
музыкальное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста выходит
на качественно новый уровень. Теперь можно не просто слушать,
но и стараться воспроизводить услышанные мелодии. Естественно, речь
не идет о профессиональном использовании музыкальных
инструментов — достаточно просто устраивать «шумовой» оркестр.
В это же время можно начинать занятия с репетитором или
преподавателями в музыкальной школе. Обязательно учитывайте желания малыша
и не заставляйте его осваивать музыкальные инструменты —
результата должного от такого «агрессивного» воздействия все равно
не будет.
И неважно, знаете ли вы, как определить музыкальный слух
у ребенка или сыграть «Лунную сонату». Для приобщения малыша
к музыкальному миру достаточно просто слушать хорошие композиции, смотреть
«живые» концерты и получать эстетическое удовольствие от такой
приятной музыкотерапии.